БЛОГ PETRAM
Эстетика мемориала. Часть 1.
Ритуальная архитектура: эстетический подход к мемориалу
Ритуал как образ поведения культурного человека существовал всегда: как форма обычаев и нравов, образная система в понимании связей между мифологическим миром и действительностью. Ритуальные действия выражают наши представления о природе и культурных ценностях.

Такое отношение к реальности закреплено в нашем сознании человеческим восприятием окружающего мира и выражено эволюцией архитектурных форм, внутри которых мы живем, но редко задумываемся над их содержанием. А ведь архитектура как явление уходит корнями в глубокую древность.
Мемориальная архитектура: истоки, уходящие вглубь веков
На заре истории архитектура представляла собой ритуальное явление, сакральный смысл которого до сих пор зримо или подспудно присутствует во всех традиционных видах официальной архитектуры и малых ее формах: памятных знаках, стелах, обелисках, в символических арках, гротах и т. д.

Традиция возведения мемориалов начиналась прозаически: наши первобытные предки не задумывались о памяти, а лишь искали способ спрятать тело усопшего от хищников. Логичным выходом было положить на могилу тяжелый камень, который и стал прообразом мемориала.

Такой сугубо первобытный подход сохранялся до тех пор, пока в людях не проснулось стремление познать естество и сокровенные его законы. Зарождались религия, культура, духовность. Люди пытались объяснить феномен жизни и смерти. Отношение к усопшим стало уважительным, а процесс погребения оброс ритуалами, которые неукоснительно соблюдались. Таким образом, развитие культуры немыслимо без соответствующего подхода к мемориальным обрядам и увековечиванию памяти.
Архитектура ритуального значения: каждый объект имеет сакральный смысл
Исторические образцы архитектуры ритуального назначения представлены множеством шедевров, начиная с самых древних времен. Они разработаны талантливыми зодчими и являют собой примеры широкого диапазона.

Кромлехи, дольмены, менгиры, простые необработанные камни, олицетворяющие духовность первобытных людей, сменялись величественными гробницами и саркофагами древних цивилизаций. Венцом ритуальных сооружений Древнего мира стали чистота и отточенность форм строений Рима, которые послужили примерами для последующих эпох и стилей в мировой архитектурной практике.

На протяжении веков люди не просто сооружали памятники. Они наполняли их содержанием, символикой, смыслом, который не всегда проявляется в момент создания мемориала, а находит понимание или меняется по прошествии многих лет. Сразу или с течением времени эти сооружения приобретают сакральное значение, скрытый смысл. Например, Аллея сфинксов, Александрийский столп, величественный мавзолей Тадж-Махал.
Эстетика как ключевое требование к мемориалу
Мемориальный парк или кладбище — это место, где хранятся сокровенные архетипы всеобщих, хотя и не всегда осознаваемых представлений об устройстве мироздания. Место, где остаются неизменными образы, олицетворяющие глубинные тайны существования человека: вечности и бренности, смысла жизни, неразрешимого единства и исполненного философии противостояния добра и зла, культуры в широком ее понимании.

Эти темы находят свое пластическое осмысление в эстетике надгробных памятников с разнообразными смысловыми особенностями: от простых памятных знаков до скульптурных композиций и величественных сооружений в виде семейных склепов и усыпальниц. Последние представляют собой единство формообразующих архитектурных решений для нескольких захоронений, которые могут составлять целые ансамбли.

Мемориальный парк в наши дни уже давно не место служения культу, но от этого кладбища не становятся менее значительными. Мемориалы — это не только вещественное воплощение памяти, но и еще и квинтэссенция культурного наследия, выраженная в удивительном сплаве архитектуры и величия духа.

Именно поэтому мы считаем, пренебрегать эстетикой ритуальных сооружений недопустимо, ибо воплощение человеческих переживаний в форму должно полностью отражать всю их глубину.

Made on
Tilda